К 3—6 годам у ребенка складывается новая система взаимоотношений с окружающим миром. Он начинает самостоятельно мыслить, анализировать накопленные впечатления, проявляет высочайшую любознательность — становится «почемучкой». Память у детей дошкольного возраста совершенствуется: ребенок не только накапливает конкретные впечатления и обогащает свой опыт, но и логически осмысливает то, что было воспринято с помощью органов чувств. У дошкольника формируется представление о самом себе: ребенок начинает осознавать себя как личность, критически относиться к своим мыслям и поступкам.
Многое в дошкольном возрасте определяется еще чувствами и переживаниями, однако у ребенка уже крепнет способность к самоконтролю, развиваются воля и самодисциплина. Жизнь дошкольника регулируется определенными правилами: он усваивает нормы поведения в семье, в детском коллективе, в общественных местах. Развиваются у ребенка и чувство долга, дружелюбие, внимание к людям, сострадание к ним. При обучении и воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать возросшие психические и физиологические возможности ребенка, но не переоценивать их.
В 60—70-е годы на страницах газет и журналов довольно остро обсуждался вопрос о методах обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в связи с акселерацией и научно-техническим прогрессом. Благодаря печати и телевидению стал известен домашний эксперимент по воспитанию семерых детей в семье инженера Б.П. Никитина. С помощью собственной методики Никитины добились того, что их дети уже в 3 года научились читать, в 5 лет — считать до миллиона, решать алгебраические задачи, изучили таблицу Менделеева, иностранный язык.
Эксперимент Никитиных вызвал немало дискуссий: одни одобряли его, другие — порицали. К последним относились крупные ученые-медики Г.Н. Сперанский, И.А. Аршавский, педагог Н.М. Аксарина и другие. Они считают, что нельзя переоценивать психические и физиологические возможности ребенка в первые годы жизни. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский писал: «... Для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх и вниз, то есть слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным и неблагоприятно отражающимся на ход умственного развития ребенка».
Некоторые родители и педагоги, ссылаясь на темпы XX века, торопятся научить детей 3—4 лет читать и писать. Нужно ли так поступать? Конечно, нет. У ребенка еще слишком скромен жизненный опыт, и для него процесс чтения носит больше механический характер. Кроме того, малыш не может еще понять и почувствовать все богатство, всю прелесть печатного слова. Стремление преждевременно сделать ребенка грамотным и вообще «знающим» педагоги A.M. Фонарев и Ф.А. Сохин назвали искусственной акселерацией.
Организм ребенка развивается по определенным законам, один возрастной период сменяется другим. Жан-Жак Руссо го-ворил:«Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться ...».
В своей книге «Как любить детей» известный польский педагог Януш Корчак писал: «Надо только исключить «ненатуральных» детей, бессмысленно твердящих заученные или перенятые у взрослых фразы. Ребенок не может думать «как большой», но может по-своему, по-детски вникать в серьезные проблемы взрослых; недостаток знаний и опыта заставляют его мыслить иначе».
Эмоции, недоступные для осмысления, так же неуместны, как и знания, которые не могут быть усвоены ребенком с полным пониманием их значения.
Итак, что же может дошкольник?
Дети в возрасте 5—6 лет уже способны постигать элементы математики: овладевать счетом, производить сложение и вычитание в пределах 100, решать простые задачи, находить заданную часть или несколько частей от целого, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Они могут различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, шар, куб, цилиндр и пр. Развитию мыслительных способностей дошкольника благоприятствует использование таких наглядных средств, которые тесно связаны с жизнью семьи, встречаются в природе и вообще сопряжены с реальной действительностью.
Л.С.Выготский. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — Семья и школа, 1969, № 12, с. 15. Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании. Изд. 2. М., 1911, с. 91. Я. Корчак. Как любить детей. М., 1968, с. 62.
В дошкольном возрасте бурно развивается речь ребенка. Дети даже сами придумывают слова. У них обогащается запас слов, формируется связная эмоционально окрашенная речь, становится более разнообразной гамма интонаций. Ребята довольно свободно выражают свои мысли и чувства, охотно читают стихи, с живым интересом воспринимают поэтические образы.
Следует всячески поощрять желание ребенка высказываться, преднамеренно создавать обстановку, способствующую развитию и совершенствованию разговорной речи малыша. Постепенно формируется и внутренняя речь. Это обусловливается различными ситуациями, вынуждающими ребенка внутренне сомневаться, соглашаться, отрицать или утверждать.
Развитие речи создает условия для более активного включения ребенка в практическую деятельность семьи, коллектива. Получив поручение от взрослого, дети могут составить в уме план предстоящего действия и мысленно видеть примерный итог.
Важным этапом в психическом развитии дошкольников является приобретение ими навыков ориентировки в пространстве и времени. Сначала формируются понятия «быстро», «немедленно, «постепенно», «долго». Дети различают время суток, а к 6—7 годам могут определять время по часам.
Когда же можно приступать к обучению детей грамоте? Профессор Н.М. Аксарина считала, что до 5 лет не следует учить детей читать, ибо этот процесс еще не носит полностью осмысленного характера. При усвоении азбуки ребенок должен с самого начала правильно произносить звуки. То же следует сказать и в отношении процесса обучения чтению: очень важно соблюдение определенных педагогических правил. Дети могут научиться и читать, и считать, и рассказывать, но будут до-пускать ошибки. Нужно не просто учить детей, а учить их правильно. Полезные советы по этим вопросам родители могут получить у педагога.
Если у кого-либо из членов семьи отмечаются дефекты речи (заикание, шепелявость), ему не следует принимать участие в обучении детей чтению. Формирование грамматической структуры детской речи также во многом зависит от культуры речи родителей.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский обучение детей грамоте старался превратить в радостный процесс, который оставил бы в жизни человека яркий, глубокий след. Многие занятия с детьми еще до поступления их в школу он проводил на лоне природы, в тесном общении с ее впечатляющей красотой.
Процесс обучения чтению и счету с элементами занимательности приносит ребенку удовольствие. Однако не исключено обратное: у него может выработаться отрицательное отношение к этому занятию, если родители прибегают к окрику и наказанию, торопят детей, проявляют раздражительность.
Следует помнить, что у детей флегматичных (с замедленными действиями, речью, мышлением) обучение идет медленнее, чем у их сверстников с подвижными нервными процессами. Научившись читать, такие дети делают это неторопливо и спокойно. Ребята возбудимые и непоседливые, хотя быстро овладевают процессом чтения и счета, но проявляют поспешность, чаще ошибаются.
Неоправданным является стремление многих родителей учить дошкольников письму. В школе применяется специальная методика, помогающая ребенку выработать правильный, красивый почерк. Если же неправильный почерк сформировался у ребят до поступления в школу, то исправить его бывает довольно трудно, а порой это сопряжено со слезами и другими неприятностями.
В возрасте 3—6 лет у детей обычно проявляются способности к художественному творчеству: рисованию, лепке, музыкальным и вокальным занятиям, танцам. В семье и детском коллективе имеются неисчерпаемые возможности для эстетического воспитания дошкольников и развития их природных дарований. Духовному обогащению и физическому развитию детей способствуют прогулки и экскурсии со взрослыми, однако недопустимо, чтобы дети перевозбуждались и перенапрягались. Особенно благоприятное влияние на эстетическое развитие дошкольников оказывает общение с природой.
В школьном возрасте дети должны получать полезные трудовые навыки: помогать родителям в уборке помещения, в наведении порядка в нем, пользоваться простейшими инструментами (молотком, ножницами и др.). По характеру и содержанию труд ребенка должен соответствовать возрастным возможностям. Его необходимо организовывать и контролировать. Недопустимо привлекать детей к перенесению тяжестей, к выполнению таких процессов, в ходе которых ребенок может получить травму.